В. Б. САПУНОВ
Сапунов, В.Б. Тайны снежного человека: между человеком и зверем. М.: АСТ; СПб.: Ост, 2007. - 288 с.: ил. - (Все тайны земли).
Коротко о снежном человеке
Термин «снежный человек», которым нельзя
пренебрегать в силу его распространенности, возник в 1921 году. В Гималаях на
Эвересте работала экспедиция под руководством исследователя и альпиниста Говарда
Бюри. На одном из снежников участники наткнулись на цепочку следов босых ног.
Похожих на человеческие, но более крупных размеров. Связь следов со снегом сама
породила название — снежный человек. Материалы экспедиции стали широко
известными, и название пошло гулять по миру. В современном русском языке этим
термином обозначают всех представителей загадочного вида. Синонимов к понятию
«снежный человек» великое множество. В англоязычных странах бытует термин
«дикий человек». «Снежный» используется только для гималайской формы. Известный
синоним — шерпское слово йе-ти. В англоязычных странах понятие «снежный
человек» не очень любят, так как то же словосочетание используется для обозначения
того, что по-русски именуется «снежная баба». Совпадение вызывает
многочисленные шутки. Используется термин «отвратительный снежный человек» (abominable snowman). Неприязнь, ужас, возникающий при встречах с
ним, послужили основой такого названия.
Если бы мне предложили придумать новый термин, то я
бы мог предложить и такой: «человек парадоксальный». Ведь именно с этим
существом связано невероятное количество самых фантастических парадоксов.
Снежный человек не похож ни на тот, ни на другой
ископаемый вид. Он имеет другую экологию, другой тип поведения. В отличие от них
он не обладает материальной культурой. Уже само сравнение размеров говорит о
том, насколько далек троглодит от вымерших видов людей. И хабилис, и эректус
были мельче нас. Снежный же человек достигает роста в 3 метра и массы в 350 кг! Ни с кем из ископаемых приматов этот гигант не может быть отождествлен. Так
что, судя по всему, он — молодой вид, возникший, по эволюционным меркам,
совсем недавно, может, даже позже, чем мы.
Разберем следующую «очевидную» гипотезу. Она
утверждает, что троглодит — абсолютно неуловимый вид, не оставляющий
материальных следов своего существования. На самом деле есть следы, части тела,
фотографии и многое другое. Конечно, целого чучела нет ни в одном музее. Но то
же самое можно сказать про множество видов животных, обитающих на нашей
планете. Видов описано около двух миллионов, сколько же их вообще обитает на
Земле — неизвестно. Понятно, что основная часть неизвестных видов — насекомые.
Однако сенсационные открытия делаются даже среди приматов. В 1987 году
китайские ученые обнаружили в Тибете новый, не описанный доселе вид обезьян. В
1988 году германские ученые поймали в джунглях Мадагаскара представителей
нового вида полуобезьян — лемуров. Так что биосфера планеты описана далеко не
полностью.
Многим кажется, что за снежным человеком без конца
снаряжают экспедиции, и каждый раз они возвращаются с пустыми руками. Парадокс
состоит как раз в том, что снежного человека толком почти никто не ловит.
Последняя серьезная экспедиция, имевшая целью именно поймать троглодита на
территории Советского Союза, была организована в 1958 году. Поймать искомый
объект не удалось, официальные субсидии после этого надолго прекратились.
Остальные экспедиции, проведенные в нашей стране за последние десятилетия,
цели поимки перед собой не ставили. Аналогичным образом обстоит дело и за
границей.
Для того чтобы судить, насколько снежный человек
распространен по Земному шару, приведу места, к которым относятся более или
менее достоверные сведения о троглодитах. Это наименее населенные регионы на всех
континентах, кроме Антарктиды. В Америке — горы Дальнего Запада, Анды,
Кордильеры. В Африке — джунгли бассейна реки Конго. В Азии — джунгли Индокитая,
горные системы Гималаев, Тибета и т. д. Имеются сведения из центральной
Австралии. В Западной Европе последние наблюдения относятся к началу XIX
века, сейчас возможно их присутствие только на севере Скандинавии.
Особо много встреч зафиксировано на территории
бывшего Советского Союза и, соответственно, СНГ. Перечислю районы встреч.
Европейская часть России: Архангельская,
Петербургская, Мурманская, Муромская, Новгородская, Рязанская, Саратовская,
Смоленская, Тверская, Ярославская области, Карельская и Коми АССР.
Урал, Сибирь и Дальний Восток: Магаданская, Пермская,
Тюменская, Челябинская и Коми АССР.
Кавказ и Закавказье: горные районы и предгорья
Краснодарского края и Дагестанской АССР, горные районы всех Закавказских
республик.
Средняя Азия: горные районы всех республик.
Что касается Украины, Белоруссии, Молдавии,
Прибалтики, то здесь самые поздние сведения датируются началом Итак, снежный человек, как это ни парадоксально,
оказывается одним из самых космополитичных видов на Земле.
Криптозоология и криптобиология
«Криптос» — по-гречески тайна, загадка, «зоо» —
животное, «логос» — изучать. Все вместе — наука о загадках, связанных с
животными. Хейвельманс дает такое определение: «Криптозоология — научное
изучение скрытых животных, то есть все еще неизвестных животных форм, относительно
которых существуют лишь свидетельства очевидцев или косвенные данные, либо
материальные свидетельства, которые некоторыми считаются недостаточными».
В первую очередь криптозоология — это поиск и
изучение неуловимых видов, само существование которых стоит под вопросом.
Объектов этой науки значительно больше, чем могло
бы показаться на первый взгляд. Предлагаю их классификацию, составленную на
основе анализа публикаций журнала «Криптозоология» за последние годы. Можно
выделить пять основных групп объектов:
• неоткрытые виды животных,
• проблематичные виды,
• необычные формы обычных видов,
• известные виды, обитающие в период более
поздний, чем произошло их, согласно данным зоологии и палеонтологии, полное
вымирание,
• известные виды, находящиеся не в своей
экологической нише.
Поиск новых видов, новых разновидностей известных
видов — прямая задача криптозоологии. Каждая такая находка обогащает нас новым
живым материалом, который может принести непосредственную пользу или помочь нам
в понимании общих законов живого мира. Криптозоология призвана закрывать
наиболее зияющие бреши в здании современной биологии и белые пятна на
зоологической карте мира.
Криптозоология — реальная наука, не имеющая
отношения 1С мистике и суевериям. Это органическая часть современной зоологии.
Мир полон тайн и загадок, от которых нельзя отмахиваться. Разгадка каждой из
тайн — новый кирпичик для построения цельного здания современной биологии. В
1988 году я предложил термин «криптобиология», который, как мне кажется, на
сегодня уже вполне утвердился. Итак, что это за наука, в чем ее отличие от
криптозоологии в понимании Хейвельманса?
Основа современной биологии (не только зоологии) —
воспроизводимость в условиях, контролируемых исследователем. Понятно, что стопроцентной
она бывает редко. В прикладной математике разработано представление о так называемых
доверительных вероятностях, то есть вероятностях, которым можно доверять. Таковых
выделяют три — 95%, 99%, 99,9%. Если из ста экспериментов удачными были 94, то
такие данные наука не принимает: считается, что они недостоверны. Тем не менее
отсутствие повторяемости вовсе не значит, что явления нет. Оно означает, что
мы еще не в состоянии контролировать условия, необходимые для его появления.
Но разве на этом основании можно ставить явление вне закона? Известно, что
долгое время отвергался сам факт существования метеоритов. Действительно, их
падение — это феномен, который воспроизвести нельзя и нельзя наблюдать «по
заказу». Понадобились столетия для признания реальности этих объективно
существующих, хотя и редких, небесных тел.
Мы можем воспроизвести встречу с волком, медведем,
лисой, но даже самая подготовленная экспедиция за снежным человеком не имеет гарантии
на успех. Все, что относится к биологическим явлениям, повторяемость которых
находится в пределах от 95 до 100% в условиях, задаваемых исследователем, —
область обычной экспериментальной и полевой биологии. То, что повторяется с
вероятностью больше нуля, но меньше 95% — феномен. Встреча со снежным человеком
— феномен, передача мыслей на расстоянии — феномен и т. д. Изучение подобных
явлений — область криптобиологии.
Современная биология — комплексная наука, в свою очередь
состоящая из многих самостоятельных наук. Поэтому естественно, что для изучения
зоологических загадок подключаются методы физиологии, генетики, биохимии. То же
самое относится к загадкам из области ботаники, психологии и других разделов
науки о живом — везде нужен комплексный подход. Так что криптобиологию можно
определить как анализ загадок живой природы в системе научных знаний. В основе
науки лежат традиционные методы. Специфику криптобиологических изысканий
обусловливает то, что приходится работать в условиях дефицита информации. Чем
ее меньше, тем выше требования к качеству ее обработки. Отсюда — необходимость
подключения дополнительных методов, не только биологических, но и
заимствованных из других наук. Так что криптобиологию можно рассматривать как
науку синтетическую, находящуюся на стыке разных дисциплин.
Йе-ти
Регулярные сообщения о диких людях стали поступать
в научные центры Европы лишь с конца
XIX века. В 1890 году
английские колониальные войска застрелили в Гималаях троглодита, которого на
языке местных жителей звали «йети». Удовлетворившись самым поверхностным
осмотром трупа, солдаты бросили тело в горах. В октября 1899 года английский
путешественник Уэдэлл, обследовавший Гималаи в северо-восточном Сиккиме, около
Тибета, на высоте более 5 км, обнаружил на снегу следы, похожие на человеческие,
но более крупных размеров. Хотя отпечатки и не были исследованы подробно, но
сообщение вызвало в Европе определенный интерес.
Нападение йе-ти
Утром охотники, обсудив странные события, происходившие
за последние 36 часов, решили упаковать свои вещи и после полудня уйти из этой
долины.
Все утро они держались вместе, осматривая ловушку
за ловушкой, из которых ни в одну ничего не попало. По выходу из лагеря их не
оставляло неприятное ощущение, что за ними кто-то следит. В густой чаще кустов
они иногда слышали треск ветвей уже после того, как прошли, а иногда был слышен
шорох и шум в мелких сосенках, мимо которых они проходили.
К полудню они были примерно в двух милях от лагеря.
В ярком солнечном свете пережитые страхи казались абсурдом для двух вооруженных
мужчин, привыкших за долгие годы одиноких странствий встречать всевозможные
опасности, создаваемые людьми, зверьми и стихиями. Осталось осмотреть еще три
ловушки на бобров, поставленные на маленьком пруду в глубоком овраге
поблизости. Бомэн заявил, что он пойдет к этим ловушкам, а его товарищ
отправился вперед к лагерю, чтобы собрать вещи.
На пруду Бомэн нашел трех попавшихся бобров, один
из которых был освобожден и оттащен в бобровый домик. Работа с бобрами заняла у
него несколько часов, и когда он направился домой, то с некоторым неприятным
чувством заметил, что солнце уже низко.
Наконец, он подошел к краю поляны, где был
расположен лагерь. Костер потух, хотя небольшой сизый дымок еще вился над ним.
Рядом лежали собранные и связанные вещи. Сначала Бомэн никого не увидел и,
окликнув товарища, ответа не получил. Подойдя немного поближе, он снова
крикнул, но тут же увидел тело своего друга, распростертое за стволом
поваленной ели. Бросившись к нему, перепуганный охотник обнаружил, что тело
еще теплое, но шея сломана, а на горле следы четырех огромных клыков.
Следы неизвестного существа-зверя, глубоко
отпечатавшиеся на мягкой земле, рассказали всю историю. Несчастный, закончив
подготовку и упаковку вещей, сел на поваленную ель лицом к огню, спиной к
густому лесу и дожидался своего компаньона. Здесь его настигла смерть в виде
чудовища, бесшумно вышедшего из леса. Существо не сожрало труп, но,
по-видимому, прыгало и скакало вокруг него в диком восторге, временами
кувыркаясь через него. А затем умчалось в бесконечные дебри леса.
Бомэн, потрясенный до мозга костей, думал, что это
существо наполовину человек, наполовину дьявол, какой-то зверь-оборотень. Он
бросил все свои вещи, кроме винтовки, и бежал быстро, как только мог до тех
пор, пока не достиг луга с бобрами, где продолжали пастись стреноженные кони.
Вскочив на лошадь, он продолжал удаляться от тех мест всю ночь. Пока не
оказался за пределами досягаемости».
Семья йе-ти
Вот краткое изложение рассказа Альберта Ос-тмена,
лесоруба и охотника. В начале XX века он путешествовал в горах Дальнего Запада, занимался
охотой и попутно вел геологоразведку на предмет золота. Однажды он заметил, что
в его отсутствие кто-то переворошил его вещи, все раскидал и помял. Кто это мог
сделать? Зверь, человек? Ночью Остмен лег, положив в спальник винчестер.
Проснулся он от сильного толчка и понял, что кто-то поднял его в воздух и
куда-то несет. Временами раздавалось кряхтение, похожее на человеческое. Но
какой человек мог так легко нести взрослого мужчину, в спальном мешке которого
к тому же находилось ружье, консервы и еще какое-то увесистое барахло? О
сесквочь Осмен слышал, так что лежа в неудобной позе на чьих-то могучих плечах,
он уже начал составлять версию происходящего. Наконец мешок положили на землю,
охотник выкатился наружу, не выпуская винчестера. Вокруг него стояли четыре
чудовища. Одно — два с половиной метра высоты, трое других — помельче.
Очевидно, то были подруга и дети первого, похитившего охотника. Волосатые
чудовища казались увеличенной карикатурой на человека. Они стояли вокруг, видимо,
сами напуганные своим «приобретением».
Особого страха Альберт не испытывал, тем более что
в руках у него постоянно было ружье. Но применять его против этих существ,
которые походили на людей, он не решался.
Осмотревшись, он понял, что находится высоко в
горах и спуститься самостоятельно не сможет. Поэтому он решил на некоторое
время устроиться возле логова сесквочь и решить, что делать дальше. Консервы на
некоторое время у него были, сохранились и спички, так что положение было еще
не отчаянным.
Он вел наблюдения за семьей диких людей, которые в
свою очередь наблюдали за ним. Остмен убедился, что все они обладают огромной
силой, ловкостью, способностью бесшумно исчезать и также бесшумно появляться.
Несколько дней Остмен готовил себе еду на
спиртовке, объедки отдавал зверо-людям. При попытках разыскать путь спасения
они пресекали его действия. Однако применить винтовку против сесквочь он ни
разу не решился, рука не подымалась. У человека и полулюдей установилось
что-то вроде дружбы. Один раз смеху ради Остмен дал самцу-хозяину щепотку
табака. Тот проглотил ее и стал кататься по земле от боли. Альберт испугался,
что тот обидится и проявит агрессивность, но решился стрелять только в самом
крайнем случае. К счастью, все обошлось.
В конце концов охотник нашел путь бегства по руслу
небольшого ручья. Когда человек уходил, самка пыталась его остановить. В
первый .раз за несколько дней он выстрелил, к счастью, выстрела в воздух
оказалось достаточно, чтобы отпугнуть дикую женщину. История зафиксирована во
всех подробностях, достоверность ее не исключена.
Леший (краткое описание)
Вот работа дореволюционного этнографа Сергея
Васильевича Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (Санкт-Петербург,
1903 год), раздел «леший». Он же — «лесовик», «лешак», «ляд» и даже просто
«лес». Последний вариант названия подчеркивает нерасторжимую связь с дикой
природой. Он как бы душа леса.
Согласно Максимову, обработавшему несметное
множество народных легенд и сказаний, леший очень широко распространен. Живет
преимущественно в еловых лесах. Глаза у него горят (ночное зрение). Если леший
идет лесом, то может быть выше самых высоких деревьев, на открытой же поляне
может спрятаться под травинку (крупные размеры и способность маскироваться).
Леший — в лесу неограниченный и полноправный хозяин, имеет огромное влияние на
всех зверей и на людей, заходящих в лес. Вреда людям не причиняет, но может
над ними весело подшутить, заставить заблудиться. Обиды не спускает. Любой
охотник должен дружить с лешим, иначе не будет охотничьей удачи. Любят лешие
молодецкие забавы — прыгать, лазить по деревьям. Устраивают даже соревнования.
В 1859 году проходили всероссийские спортивные
игры среди леших. Сборная команда европейской части России одержала победу над
сборной Сибири. Порой имеет зеленую бороду. Кровь у лешего синяя. Интересуется
женщинами, иногда даже их похищает. Потомства в результате связи не возникает
(имеется репродуктивная изоляция). Если человек боится неуместных шуток
лешего, то самая надежная защита — крестное знамение. Впрочем, и оно не всегда
помогает. Особенно буйными лешие становятся 4 октября: это праздник, что-то
вроде «дня лешего».
Максимов не связывает лешего с реальным
биологическим видом, но в тексте книги сквозь фантастические образы
проглядывают интересные реалии, происхождение которых надо как-то разумно
объяснить.
Случай в 1925-том (Россия)
Осенью 1925 года некто И. С. Топильский, комиссар
отряда Красной Армии, уничтожал в горах Памира группы узбекских крестьян,
стремившиеся уйти от большевистской власти за границу. В ходе одной из
перестрелок был убит оказавшийся рядом дикий волосатый человек. Оставим в
стороне анализ этической стороны действий отряда Топильского. Приведем лишь его
свидетельство об убитом существе, которое он сделал, живя в Москве в качестве
генерала в отставке: «На первый взгляд, мне показалось, что передо мной — труп
обезьяны. Он был покрыт шерстью. Однако я знал, что на Памире нет обезьян. Да и
труп оказался вполне похожим на человека. Мы попробовали дергать его за шерсть,
чтобы выяснить, не натянута ли на человека шкура для маскировки (гипотеза,
достойная чекиста! — В. С), но убедились, что это его подлинная шерсть. Мы
неоднократно переворачивали на живот и на спину, измеряли. Тщательный и
длительный осмотр, проведенный нашим лекпомом, исключает допущение, что это
был человек. Труп принадлежал особи мужского пола ростом 165-170 см, пожилому или даже старому, судя по седому оттенку волос в некоторых местах. В общем, цвет
его шерсти можно определить как серовато-бурый. Но в верней части тела, на
груди, волосы были более бурые, на животе — более серые. В разных местах
телачони имели разную длину и густоту: на груди — более длинные, но редкие, на
животе — короче, но гуще. В общем, шерсть весьма густая, хотя и без подшерстка.
Меньше всего волос на ягодицах, из чего лекпом сделал заключение, что существо
это сидит, как человек. Больше всего волос — на бедрах. На коленях волос совсем
нет, заметны мозолистые образования. На голени волосатость меньше, чем на
бедре, и постепенно уменьшается книзу. Вся стопа, как и подошва, — совершенно
без волос, покрыта коричневой кожей. Плечи и руки покрыты волосами, густота
которых уменьшается к кисти, причем на тыльной стороне кисти волосы есть, а на
ладони совершенно отсутствуют. Кожа на ладонях грубая, мозолистая. Волосы
покрывают и шею. На лице они полностью отсутствуют, цвет лица темный. Нет ни
бороды, ни усов, и лишь немногие волоски по краям над верхней губой создают
впечатление намека на усы. На передней части головы, над лбом, волос тоже нет,
как если бы тут были глубокие пролысины, зато на задней части головы — густые,
свалявшиеся, как войлок, волосы. Убитый лежал с открытыми глазами, оскаленными
зубами. Цвет глаз — темный. Зубы очень крупные, ровные, по форме не отличаются
от человеческих. Лоб покатый. Над глазами — очень мощные брови. Сильно выступающие
скулы, придающие всему лицу сходство с монгольским типом. Нос приплюснутый, с
глубоко продавленной перекосицей. Уши безволосые, кажется, несколько более
заостренные наверху, чем у человека, и с более длинной мочкой. Нижняя челюсть
очень массивная.
Убитый обладал мощной широкой грудью, сильно
развитой мускулатурой. В строении тела мы не заметили каких-либо отличий от
человека. Половые органы как у человека. Руки нормальной длины. В пальцах рук
и ног особенностей не отмечено. Однако кисть несколько шире человеческой, а
стопа заметно шире и короче человеческой... Природа описанного убитого существа
представляла для нас загадку. Но брать с собой труп было невозможно. К тому же
убитый был слишком похож на человека. Обсуждалось предложение снять с него
шкуру, однако и это бы походило на сдирание кожи с человека. В конце концов
было решено закопать труп на месте происшествия».
Итоги наблюдений очевидцев
Для того чтобы установить, где врет, а где не врет
очевидец, пришлось разобраться в основах теории свидетельских показаний,
разработанной математиками для нужд криминалистики. Некоторые алгоритмы и
программы пришлось составить самостоятельно. Одно из важнейших исходных
положений теории состоит в том, что точность человеческого глазомера, как и
измерений, проведенных другими органами чувств, — биологическая
характеристика, подверженная изменчивости. Законы изменчивости подлежат
строгому математическому описанию. Отобрав около трехсот свидетельств, с
помощью ЭВМ я обработал данные о росте снежного человека, цвете волос, половой
принадлежности. Не буду вдаваться в тонкости математических расчетов, приведу
лишь конечный результат. Распределение по росту выявляет два достоверных пика.
Один соответствует значению 1 м 56 см, другой — 2 м 10 см. Это соответствует факту, известному еще составителям энциклопедии Гранат о наличии двух
преобладающих форм. Теория свидетельских показаний утверждает, что при явной
лжи один или два пика столь четко выявлены быть не могут. Если имеется фальсификация,
то на характер показаний, как правило, влияет уровень компетентности
свидетелей. Выделили две группы: имеющие среднее образование и не имеющие
оного. Ясно, что при заведомой лжи эти две группы должны опираться на разные
источники информации о том, как выглядит снежный человек. Однако показания
представителей двух групп в основном совпали. Такое бывает, когда
свидетельства или, по крайней мере, большинство из них правдивы. Следующий вопрос
— о распределении особей по окраске шкуры. Впервые такого рода данные, в
основном по Американскому континенту, подытожил в 1978 году Джон Грин из
Канады. Среди 407 особей, согласно показаниям свидетелей, были следующие: 126 —
темные (31%), 79 – черные (19%), 49 (12%) – коричневые, 30 (7%) – белые, 29
(7%) – серые, 23 (6%) — светлые, 23 (6%) — темно-коричневые, 23 (6%) —
коричнево-красные, 13 (3%) — светло-коричневые, 7 — со светлыми кончиками
волос, 4 — светло-серые и 1 — темно-серый.
Эта сводка представляет исключительный интерес,
однако ясно, что такое многообразие окрасок отражает не только разнообразие
биологическое, но и субъективизм свидетелей. Такие характеристики, как темный
и светлый, строго говоря, цветами не являются. Темно-серый и светло-серый цвета
могут больше зависеть от освещенности, чем от характера пигментации шкуры. При
обработке моего материала я ограничился выделением четырех цветов. Моя
выборка, составленная преимущественно из особей с территории Евразии, дала
следующие пропорции: коричневый — 62%, от белого до серого — 24%, желтый — 9% и
черный — 5%. Окрасок, не свойственных млекопитающим, — зеленой, синей — не
называли не разу. Анализ, проведенный с помощью компьютера, показал, что такое
сочетание частот по окраске для приматов возможно. Правда, у
большинства'обезьян наблюдается меньшее разнообразие окрасок. Как правило, 90%
или более особей имеют одну преобладающую окраску. Однако известно, что
повышенное разнообразие свойственно популяциям, попавшим в стрессовое состояние
или вымирающим.
Еще одно положение, известное ученым-генетикам,
свидетельствует, что в малых популяциях с повышенной вероятностью могут
выщепляться формы аномальные. В частности, возможно появление особей, несущих
так называемые соматические мутации, которые обычно выражаются в пятнистости,
пегости. Такие особи среди троглодитов, действительно, описаны. Московская
исследовательница М. Г. Быкова наблюдала в Сибири «меченого» троглодита
коричневого цвета с белой рукой. Канадский специалист Джон Грин в своих
последних трудах обработал 1350 сообщений о снежных людях на территории
Америки. Среди них было 7 с серебристыми кончиками волос, один случай — с белым
пятном на горле и один экземпляр — со светлой головой.
Короче, результаты опроса свидетелей логичны с
точки зрения генетики популяций.
Анализ тех случаев, когда наблюдали половые
признаки, позволяет установить долю самцов, равную 56%. Это близко к обычному —
1:1. Некоторое преобладание самцов может объясняться двумя причинами.
Во-первых, самцы нередко бывают более активны. И потому чаще попадаются на
глаза. Во-вторых, в вымирающих популяциях доля самцов, как показали
ученые-генетики, несколько возрастает.
Иными словами, все полученные данные разумны и
вписываются в современные научные представления. Ничего такого, что говорило
бы. о сверхъестественном происхождении снежного человека, в этих данных нет,
так же как и нет безудержной игры фантазии.
Большой белый человек под Питером
В редакции газеты «Смена», только что напечатавшей
рассказ о тянь-шаньском снежном человеке раздался звонок. Старший лейтенант
медицинской службы Игорь Игоревич Радимов сообщил, что возле их части,
расположенной на Карельском перешейке уже несколько месяцев бродит огромный
волосатый не то зверь, не то человек. Редакция газеты обращается ко мне, и вот
я нахожусь на месте происшествия, в строительной части Ленинградского округа,
беседую с очевидцами. События начались с конца февраля 1989 года. Солдаты
начали наблюдать в лесах, окружающих часть, светло-серую фигуру ростом 2 5-3 м, очертаниями похожую на человеческую. Загадочный визитер бродил вдоль ограды части, подходил к
столовой, к библиотеке. Один раз ночью заглянул в окно казармы. Те, кто видел
его лицо, после этого неделю заикались. Этот случай помог определить рост загадочного
визитера: запомнив положение лица относительно рамы, рассчитали, что высота
составляла 2 м 75 см. Возник местный термин — Большой Белый Человек.
Один раз он явился прямо на вечернюю проверку.
Старшина скомандовал строиться. Когда часть выполнила приказ, на краю плаца появилась
огромная белая фигура и медленно двинулась мимо, не обращая внимания на людей.
Доблестные воины с криком разбежались и попрятались в казарме. Лейтенант
Воронков, увидев из окна штаба огромную фигуру, разработал версию
происходящего в чисто офицерском духе: «Наверное, трое солдат уселись друг на
друга, замотавшись в простынь и пугают воинов-стройбатовцев». Лейтенант взял
дубину и побежал на плац заниматься воспитательной работой. Когда перед ним
встала огромная человекоподобная волосатая фигура, дубина сама выпала из рук, и
бесстрашный офицер со всех ног бросился обратно в штаб.
Загадочное существо оставляло после себя следы,
сломанные ветки, так что к миру духов никак не могло относиться. Собаки,
живущие на территории части, стали пугливы, выли, глядя в заросли, не решались
ни на шаг отойти от казармы.
Большого Белого Человека наблюдали не только
военные. О встречах рассказывали инспекторы ГАИ, жители окрестных поселков,
члены садоводств.
…Однажды вечером я дежурил с солдатом Владимиром
Серым. Он видел дикого человека шесть раз, у них установилось что-то вроде контакта.
«Белый и Серый — друзья», — говорили солдаты.
— Я чувствую, он близко, — говорит Володя.
Примерно в 30 метрах от нас захрустели ветки под тяжелыми ногами... До сих пор не могу забыть этот звук: жуткий
посвист, переходящий в рычание. Он отражается от деревьев, усиливается.
Волосы встают дыбом. Это не похоже ни на один
другой звук из ночных лесов Ленинградской области. Нечто подобное издают
крупные самцы бабуинов. Но этот ниже и страшнее. Есть в нем первобытная грозная
сила. Как знать, может, этот посвист породил легенды о соловье-разбойнике?
Бежим с фонарями и фотоаппаратами в лес. Впереди — только тяжелая поступь
стремительно уходящих босых ног.
Существо, почувствовав, что им интересуются, стало
вести себя осторожнее. Но солдаты встречались с ним по-прежнему. Странное и
неприятное последствие встреч заключалось в том, что весь последующий день
после этого солдаты жаловались на головные боли, повышение температуры.
Оказалось, что поиски Большого Белого Человека сопряжены с некоторыми
опасностями (хотя прямой агрессии он не проявлял не разу). Однако энтузиазм от
этого не уменьшался.
При осмотре троп, по которым двигался Белый,
удалось обнаружить странные фекалии. Они собраны и подробно изучены на кафедре
эпидемиологии Санитарно-Гигиенического института кандидатом медицинских наук
Ф. И. Межа-закисом. Оказалось, фекалии не принадлежат ни одному крупному
животному, известному в Ленинградской области, и не человеку мыслящему. Анализ
фауны паразитов навел на мысль, что речь идет о животном, вообще не
свойственном нашей природе, о ком-то уникальном, скорее всего, пришедшем из
других мест. Характер питания был всеядным, соответствовал рациону медведя или
кабана.
…Большой Белый Человек — не плод фантазии, не
массовая галлюцинация, а объективная реальность. Это ясно из одной только
обработки свидетельских показаний (а их зафиксировано несколько сотен) с
применением методов прикладной математики, теории свидетельских показаний и
других разделов современной науки. Это — не пришелец из космоса, а существо
нашего мира, один из элементов биосферы Земли. Так же, как тянь-шаньский
киик-адам, американский сесквочь, австралийский яху, он относится к реликтовому
виду «человек пещерный». Исследования в таком сравнительно доступном регионе,
как Карельский перешеек, позволили существенно дополнить знания о биологии
этого редкого вида.
Ленинградская область не может рассматриваться в
качестве типичного места обитания пещерного человека. Ясно, что
самоподдерживающейся популяции здесь быть не может. Скорее всего, обнаруженные
особи заходят сюда эпизодически и случайно. Ближайшее, по-настоящему глухое
место, откуда сведения о диких людях идут постоянно — леса Карелии, севернее
города Петрозаводска. Уже оттуда отдельные животные могут мигрировать, достигая
пригородов Ленинграда. Возможный путь — вдоль северного берега Ладожского
озера. Места там настолько безлюдные, что снежный человек может двигаться,
почти не опасаясь нежелательных встреч. Какие причины заставляют их
мигрировать — неизвестно.
Водяные
В отношении водяных мы получили информацию о
восьми наблюдениях, последнее относилось к 1990 году. Собственно по Ведлозеру
было три сообщения: 1934, 1937 и 1938 годов.
Егоров Федор Петрович, 72-летний житель села
Ведлозеро, говорит: «Я — человек уже немолодой, мне хотелось бы успеть
рассказать ученым людям о том, что я видел. Может, это имеет значение для
науки. Плыл я по озеру на лодке летом 1934 года, вдруг увидел на камне
существо. Вроде как человек — и не человек. Рост — метра полтора, круглая
голова без шеи, длинные волосы, тело коричневое, руки и ноги — длинные, белые.
Вижу — машет руками, вроде как свои длинные волосы расчесывает. Я подплыл
поближе — оно нырнуло в воду и больше не показывалось».
—А не мог это быть тюлень? — спрашиваю. — Они
иногда заходят в озера Карелии из Белого моря.
—Ну что вы, я хорошо разглядел. Какие могут быть у
тюленя руки и ноги?
Другие свидетельства о «водяных» обрисовывали тот
же облик загадочного существа. Услышали мы сообщение о том, как житель озера
рукой пытался перевернуть лодку. Когда он получил по пальцам веслом,
показалась обычная красная кровь.
Как можно объяснить эти рассказы? Списать все на
выдумки малограмотных людей мы не вправе. Никто из свидетелей не производил
впечатления фантазеров. Совпадение показаний, даваемых независимыми
свидетелями, тоже не может быть случайным.
Почему не нашли останков йе-ти…
Таким образом, аргумент скептиков о том, что
снежного человека нет, потому что иначе удалось бы найти хоть единичный скелет,
оказывается не таким уж убийственным. Найти и зарегистрировать его останки в
некоторых отношениях труднее, чем другого животного таких же размеров и такой
же численности. Причины можно назвать, по крайней мере, три:
1. Палеонтологи и археологи в своих поисках
нацелены на останки человека разумного и его предков. Как мы убедились, снежный
человек живет совсем в других местах, чем мы и наши прямые предки. Б. Ф.
Поршнев, например, обращал внимание на то, что наши предки обычно селились в
долинах рек, тогда как троглодиты встречаются в районах водоразделов, где
поисков ископаемых останков людей обычно не ведут.
2. Снежный человек — тоже человек, имеющий тот же
план строения, что и мы. Отдельные кости его скелета можно вполне перепутать с
человеческими.
3. Большинство палеонтологов относится к возможности
существования снежного человека скептически. Поэтому, даже получив в свои руки
явные останки неизвестного примата, близкого к человеку, но человеком не
являющегося, они попробуют придумать им любое объяснение, кроме правильного,
или, в лучшем случае, отнесут эти останки к категории «загадочные».
Давнишний случай в Китае
Еще более интересный материал был получен из Китая.
В феврале 1990 года в Ленинград приехал профессор Беджинского музея
натуральной истории Чжоу Госинь. Визит был коротким, насыщенным посещениями
всевозможных научных учреждений Ленинграда. Все же китайский коллега связался
со мной, выразил желание обменяться материалами. И вот мы сидим с ним на
Васильевском острове в столовой Академии наук (в «академичке»), за стаканом
компота (а больше ничего в столовой не оказалось) ведем беседу. Медленно
подбирая английские слова, он рассказывает такую историю.
Это произошло 23 мая 1957 года возле деревни
Жуанксиян провинции Жеджиянг, недалеко от гор Джулонг, переходящих в систему
Тибета (да простят мне китайцы произвольную транскрипцию местных названий,
сделанную через английский язык.). Девочка по имени Ванг Кон-гмай, прогуливаясь
на окраине деревни, увидела на склоне горы странное существо, похожее
одновременно на человека и на медведя. Она кликнула взрослых, выскочили
несколько мужчин с ружьями и, не долго думая, пристрелили загадочное
существо. Труп походил на обезьяний, но кое-чем смахивал и на небольшого
человека. Делом заинтересовался учитель местной школы, некто Чжоу Шусонг. Он
попытался связаться с серьезными специалистами, которые могли бы разобраться в
том, что же это за существо. Однако учителю было строго сказано, что нечего
заниматься распространением феодальных суеверий, и, таким образом, попытка
привлечь внимание науки к изучению чего-то, напоминающего дикого человека,
потерпела фиаско. Не имея возможности сохранить все тело, учитель отрезал кисти
рук и стопы ног и засушил их. Остальные части тела бесследно исчезли.
Только в 1981 году, когда политическая обстановка
в Великой восточной стране изменилась в лучшую сторону, было начато серьезное
изучение уникального материала. Китайское научно-техническое общество дало
официальное сообщение об этой находке. Спустя короткое время руки и ноги были
доставлены в Беджинский (Пекинский) музей натуральной истории, коллектив
специалистов под руководством Чжоу Госиня взялся за работу. В дело пошли самые
современные научные методы. Вывод был однозначным: это конечности крупного
примата, которого, однако, нельзя отождествлять ни с человеком мыслящим, ни с
какой-либо из известных обезьян. Таким образом, выяснилось, что за рассказами о
человеко-медведе в Китае кроется нечто вполне материальное, в чем может
убедиться любой посетитель Беджинского музея натуральной истории.
Профессор Чжоу Госинь на этом не успокаивается. Он
считает, что за рассказами о диких людях стоят два разных вида, пока удалось
документально зарегистрировать только один. В завершении нашей беседы
китайский ученый передал мне все материалы по конечностям китайского дикого
человека: фотографии, описания, выразил желание развивать русско-китайские
связи в области криптозоологии.
Подытог
Три основные особенности троглодита отделяют его
от человека и сближают со зверьми:
• отсутствие членораздельной речи,
• отсутствие материальной культуры,
• отсутствие умения пользоваться огнем».
Комментируя эти положения, в целом, бесспорно,
верные, должен заметить следующее:
• Есть свидетельства, что при отсутствии
членораздельной речи отдельные звуки, похожие на человеческие слоги, иногда в
.его крике улавливают.
• При полном отсутствии материальной культуры он
все же не лишен способности к орудийной деятельности. Умение пользоваться камнями
и палками, судя опять же по свидетельским показаниям, у него выражено чуть
сильнее, чем у человекообразных обезьян.
• Не умея пользоваться огнем, он отличается от
всех животных тем, что огня совершенно не боится, смело подходит к кострам,
подчас садится прямо против пылающих дров.
Использование огня, бесспорно, является важнейшей
характеристикой человека как социального явления. Трудности здесь возникают
опять же в связи с датировкой момента освоения огня. Считается, что этот
источник энергии освоил человек прямоходящий. Но можно ли на этом основании
считать, что он относился к человеку в социальном смысле, а его предок —
хабилис (человек умелый) — нет?
Материальная культура — бесспорная прерогатива
человека. Но зачатки ее есть и у австралопитеков, которые, вроде, относятся к
обезьянам. Только на поздних стадиях развития сапиенса материальная культура
настолько развилась, что полностью отделила наших прямых предков от всего
животного мира.
На мой взгляд, развитой материальную культуру
можно считать только в том случае, если она предусматривает обмен продуктами
материального производства между разными участниками социальной группировки.
Рынок, хотя бы в самой зачаточной форме, — вот то, что окончательно сформировал
социальную форму движения материи. Социальный человек производит материальные
ценности. Передача этих ценностей между членами социума порождает отношения
обмена. Там, где обмен, сразу возникают законы рынка, стимулирующие рост
материального производства, все более и более отделяющего человека от
животного мира.
Развитие материальной культуры и связанного с ней
рыночного обмена началось в пределах десяти тысяч лет назад — по эволюционной
шкале, совсем недавно.
Попробую теперь сформулировать определения,
понимая, что исчерпывающими они не будут.
Человек в биологическом смысле — это представитель
отряда приматов, семейства гоминид, характеризующийся прямохождением, большим
размером головного мозга, совершенным устройством и повышенной подвижностью
передних конечностей, способный к сложным формам поведения.
Человек в социальном смысле — это существо,
пользующееся членораздельной речью, огнем и другими источниками энергии,
имеющее сложную материальную культуру и вступающее с другими такими существами
в отношения обмена, происходящими по законам рынка.
Один из ведущих факторов эволюции — естественный
отбор: победа самых приспособленных в борьбе за существование. Побеждает не обязательно
самый умный, не обязательно самый сильный и не обязательно самый ловкий. Побеждает
самый приспособленный, а каким он может быть, зависит от конкретных условий, в
которых осуществляется борьба за существование.
Жесткая борьба стимулирует как биологический, так
и социальный прогресс. Если спортсмен бежит по дорожке в одиночестве, он редко
выкладывается до конца. Но стоит рядом появиться бегуну-сопернику, то оба
немедленно наращивают темп. Тот же, кто мчится совсем по другой дорожке в
ином направлении («находится в другой экологической нише») соперником не
является и никак не стимулирует первого бегуна.
Экологическая монополия любого вида — залог застоя.
Столкновения с конкурентом — причина или процветания, или вымирания.
Законы конкуренции едины для всех уровней
организации, для всех форм движения в живой и социальной природе. Еще один
пример. По истечении семи с лишним десятков лет эксперимента по построению в
СССР и некоторых других странах социализма и коммунизма мы поняли, что
эксперимент окончился неудачно, и с завистью смотрим на бесспорные успехи
капиталистических стран. Однако не нужно забывать, что этими успехами
капитализм в значительной мере обязан социализму. Если бы миру капитала не противостояла
альтернативная и враждебная ему структура, он не смог бы так консолидироваться
и преуспеть в деле социального и научно-технического прогресса. Обострившееся
противоречие между странами и концернами в конце концов разделили бы мир
капитала на два бескомпромиссно враждующих лагеря.
Итоги
Таким образом, эволюцию семейства гоминид на
протяжении последних лет можно представить как развитие системы двух
взаимодействующих видов, из которых один — это мы, а другой угадывается по
косвенным признакам, редким встречам, немногочисленным находкам. Троглодит
подчиняется тем же биологическим закономерностям, что и весь остальной мир.
Специфичны лишь те отношения, в которые нас с ними поставила эволюция.
Таинственный и невидимый, он тысячи лет стоял за нашей спиной, подгоняя нас по
пути эволюционного прогресса. В известном смысле, можно сказать, что именно
троглодит создал человека разумного, обеспечил его процветание.
Последнего можно считать процветающим хотя бы
потому, что это единственный вид на Земле, численность которого столько лет неуклонно
растет. Она достигла 6 миллиардов и ещё будет расти, по крайней мере, несколько
десятилетий. Численность человека пещерного на несколько порядков ниже. Сколько
их всего на земном шаре? Разумеется, оценки тут могут быть самыми
приближенными. Попробую их сделать, основываясь на данных о географии
троглодитов и на оценке возможностей скорости их перемещения.
В горной системе Центральной Азии, в которую
входят Гималаи, Тибет, Памир, Тянь-Шань и т. д., могут существовать, по меньшей
мере, три популяции, по одной на каждую из этих систем. Еще одна должна
находиться на территории Афганистана и соседних стран. Одна популяция,
очевидно, есть на Кавказе. На севере Европы возможно существование, как
минимум, одной популяции. В Сибири и на Крайнем Севере должно быть не менее
трех: вдоль побережья Ледовитого океана, в Красноярском крае и Тюменской
области (центральные наиболее глухие районы) и на востоке Сибири. На территории
Северной Америки могут быть две популяции: одна — в Канаде, другая — в Калифорнии.
Как минимум, одна популяция должна быть локализована в Южной Америке. Возможно
существование популяции в центральной Африке, в Индокитае и в Австралии. То
есть самая нижняя оценка дает пятнадцать популяций. Численность каждой не
может опускаться ниже 150-200 особей, иначе произойдет быстрое вымирание. Таким
образом, нижний порог численности вида может быть равен 2250 особям. В
действительности их, очевидно, несколько больше. Такая численность позволяет
считать вид редким, но все же поддерживающим себя. Численность таких крупных и,
бесспорно, существующих млекопитающих, как олень Давида, лошадь
Пржевальского, на сегодняшний день ниже.
В астрономии известны звезды одиночные и двойные.
Одиночные движутся в пространстве по относительно простым траекториям. Движение
двойных звезд подчиняется намного более сложным законам. Иногда обе звезды в
двойной системе хорошо видны в телескоп. Но бывает и иначе, когда одна из двух
ничего не излучает в видимой части спектра и угадывается в первую очередь по ее
влиянию на движение видимой звезды-напарницы. Эволюцию рода «Человек» на
протяжении последних пятидесяти тысяч лет можно уподобить движению в
эволюционном пространстве именно такой двойной звезды.
В этом состоит одно из проявлений двойственности
мира. Без плохого нет хорошего, без черного — белого, без холодного — горячего.
Без человека пещерного нет человека разумного.
Мы и троглодиты суть конкурирующие виды.
Математической экологии известна такая теорема: «Если число индивидуумов
одного из конкурирующих экологически близких видов имеет конечный предел,
отличный от нуля, то численность другого вида стремится к нулю». Иными
словами, когда численность одного из видов стабилизируется на каком-то уровне,
другой исчезает. Если эти соображения механически приложить к эволюции
человеческого рода, то можно сделать простой вывод. Согласно прогнозам демографов,
численность населения на земном шаре должна стабилизироваться где-то к середине
XXI века. Значит, именно к этому времени можно
ожидать исчезновения троглодита как биологического вида. Так что, возможно,
кое-кто из молодых читателей будет оплакивать кончину последнего представителя
вида, столь важного для понимания антропогенеза и не изученного до конца.
Однако если не учитывать, что в полном смысле мы уже не являемся конкурирующими
видами, наше экологическое расхождение зашло достаточно далеко, то можно
надеяться, что троглодит «протянет» как минимум еще несколько столетий. Что
касается человека мыслящего, то он и дальше будет развиваться в соответствии с
общими законами эволюции, пусть даже «подправленными» нашими социальными
отношениями.
Что же можно предложить? Одной из конструктивных теорий,
способных стать теоретической основой поисковой работы, может стать теория
видов—экологических напарников, с которой я впервые выступил в 1990 г. Ее суть состоит в следующем. Виды—экологические напарники — это близкородственные виды,
конкурирующие за одну экологическую нишу. В системе таких видов эволюция идет
особенно быстро. Мы и снежный человек — экологические напарники. Конкуренция
нашей ветви (социально-биологической) со снежным человеком (биологической
ветвью) привела к быстрому распространению человека разумного по всему земному
шару и формированию сферы разума — ноосферы.
|